Электронный Университет:
В.А.Каймин, А.В.Туркин, Н.Н.Гаврилов
Настоящая статья
представляет текст доклада
на Всемирном Конгрессе по Управлению
Проектами, Москва,
4-6 июня 2003 г.
Управление Интернет-проектами - это направление Управления
Проектами, связанных с использованием Интернет и информационных технологий в
организациях, компаниях, бизнесе и государствах во всем мире.
По сложности Интернет-проекты
различаются от простейших личных сайтов до крупных корпоративных распределенных
информационных систем, построенных на с использованием современных Интернет-технологий.
По типу использования эти проекты различаются на Интернет-проекты,
Интранет-проекты и Экстранет-проекты
в зависимости от типа сети ЭВМ - локальной, корпоративной или глобальной сети.
По
функциональности Интернет-проекты различаются на
информационные сайты, интерактивные сайты и информационные системы с
использованием баз данных и файловых подсистем.
Мировой опыт
информатизации показывает, что уровень использования Интернет и новейших
информационных технологий в странах мира самым тесным образом коррелирует с уровнем их экономического развития.
Ключевая особенность Интернет-проектов
- использование стандартизованного вычислительного оборудования и
специализированного программного обеспечения, реализующего необходимые
информационные функции.
Информационная
совместимость между многочисленными сайтами и многомиллионной аудиторией
пользователей основана на мировых стандартах Интернет-технологий,
принятых для глобальной сети и внутри организаций.
Знакомство с
мировыми стандартами Интернет-технологий можно
получить в библиотеке Электронного Университета http://wdu2.da.ru , открытой
в сети Интернет Всемирным Распределенным Университетом при МАИ.
Особенностью Интернет-проектов является существенная зависимость успеха и качества их
работы от успеха и качеств разработки программного обеспечения в этих проектах.
Для Интернет-проектов оказались неприменимы традиционные
каскадные методы планирования из-за недостатков современных методов
проектирования и документирования программного обеспечения.
Основной проблемой в как показала мировая
практика, является то, что 25% Интернет-проектов
закрывается из-за дефектов программного обеспечения, а 50% Интернет-проектов
не укладывается в плановые сроки либо превышает бюджет.
Основные фазы Интернет-проектов:
проектирование, реализация, эксплуатация, модернизация, завершение
проекта. Однако опытная эксплуатация может повлечь необходимость в перепроектировании и модернизации проекта.
Компьютерная специфика Интернет-проектов
привела к рассмотрению и использованию эволюционных методов разработки,
ведущих к увеличению сроков и бюджетов проектов в целях обеспечения надлежащего
качества.
Классическим
примером эволюционных методов разработки и развития программного
обеспечения является подход корпорации Microsoft,
выпускающей операционную систему Windows и пакет
программ Office.
Устранение ошибок и
дефектов - это
основная причина новых итераций в разработке программного обеспечения фирмой,
которые содержат большое число “отложенных,
невоспроизводимых и неисправляемых”
ошибок.
Альтернативным
походом являются методы
проектирования программного обеспечения с использованием спецификации и
средств макетирования, требующие специальной подготовки разработчиков и
менеджеров проектов.
Лучшим образцом таких методов являются методы проектирования
и управления проектами корпорации IBM, использованные авторами в разработках
программного обеспечения космического проекта “Буран”.
В основе
проектирования программной продукции в корпорации IBM с начала 70-ых была
принята HIPO-технология документирования программ с использованием псевдокода.
С середины 70-ых годов
в корпорации IBM забыли - что такое рекламации на программное обеспечение, а объем
программной продукции IBM превысил объем программной продукции MicroSoft.
Псевдокод - это полуформализованная
запись процедур обработки информации, реализуемых модулями программного
обеспечения. Главное требование - строгое соблюдение правил структурного
программирования.
Достоинство структурного
программирования - наличие систематических методов анализа правильности и
верификации программ, по отношению к их формализованным спецификациям.
Опыт успешной
разработки надежного программного обеспечения с использованием
формализованных спецификаций был отработан авторами в 80-90-ых годах в ряде
отраслевых проектов.
Наиболее крупным
проектом успешной разработки программ с использованием спецификаций был
достигнут в разработках бортового программного обеспечения космического проекта
“Буран”.
Систематические
методы разработки алгоритмов и программ с использованием спецификаций
изложены в учебниках информатики для школ
и вузов и стали общеизвестными [1, 2].
Приведем известные определения:
Программа содержит ошибки, если ее выполнение
приводит к отказам, сбоям или получению неправильных результатов.
Сбой –
потеря части данных либо получение непредусмотренных данных
Отказ
– ситуация, когда прекращается выполнение программы
Базовые альтернативные определения:
Доказательное программирование - технология составления программ с одновременным доказательством их правильности.
Спецификации –
точные математически строгие описания.
Спецификации
программ – описания результатов выполнения программ на
ЭВМ.
Опыт разработки надежного программного
обеспечения был использован в 80-90-ых годах в разработках программного
обеспечения для курса информатики для всего спектра отечественных персональных
компьютеров.
Систематические
методы проектирования были использованы в разработке “Электронного
Университета” при Всемирном Распределенном Университете для подготовки
разработчиков и менеджеров Интернет-проектов.
Подготовка по всем
программам WDU завершается курсовыми и выпускными Интернет-проектами,
которые можно увидеть на сайте Всемирного Распределенного Университета http://wdu.da.ru
В числе Интернет-проектов слушателей и выпускников Университета - электронные
магазины, информационные системы, Интернет-каталоги,
фирменные и интерактивные сайты и виртуальные университеты.
В библиотеке Электронного Университета размещены электронные
учебники и практикумы Интернет-технологий [ 4 ],
электронной коммерции [ 5 ] , компьютерного права [ 6 ] и управления Интернет-проектами [ 7 ].
Программа “Интернет-Технологии”
рассчитана на подготовку в соответствии с мировыми стандартами разработчиков
и менеджеров электронных магазинов и корпоративных информационных систем.
Программа “Электронной Коммерции”
направлена на подготовку менеджеров электронных магазинов и корпоративных
систем новейшим технологиям глобального информационного общества.
Программа “Управление Проектами”
рассчитана на подготовку в соответствии с мировыми стандартами руководителей и
менеджеров Интернет-проектов и Интранет-проектов
корпоративных систем.
Отделения
Распределенного Университета созданы и работают в Москве, Петербурге,
Брюсселе, Софии, Астане и других городах
России, Болгарии, Казахстане, Европы и Северной Америки.
Одним из успешных проектов Электронного Университета в области электронной коммерции является магазин “КРУГ-интернет” [ 4 ] по продаже расходных
материалов к компьютерам и оргтехнике.
Как и
всякий проект, данный также начинался в 1999 г. с бизнес-плана, который в
данном случае был оформлен в виде следующих тезисов:
БИЗНЕС-ПЛАН
1) перспективное направление в сфере профессиональных интересов -
электронная коммерция
2) область деятельности (в сфере профессиональных интересов) -
расходные материалы к оргтехнике и сопутствующими услугами
3) доход - разница между дилерской и розничной ценами - 10-15% от объема реализации плюс услуги
4) прогноз посещаемости ресурса (по аналогии с сайтом фирмы КРУГ, в создании которого принимал
прямое участие) - 20 hits/сутки, через год,
5) реклама - в off-line мероприятиях фирмы КРУГ,
специализированные издания, on-line - регистрация в поисковиках
и каталогах, E-mail рассылки, баннерный обмен
и т.д.
6) Что получает Клиент от использования on-line магазина? Региональный -
возможность оперативного и простого заказа требуемого товара. Московский - экспресс-доставку и, опять же, экономию
нервов на телефоне. Ибо Internet есть цифровой канал, где
ошибки не накапливаются.
7) миссия предприятия: качественные расходные материалы по Internet
- в любую точку России по разумным ценам
8) объем финансовых вложений - разовые 1000-1500$, ежемесячно 80-150$
9) время выхода на самоокупаемость - зависит от посещаемости ресурса и готовности Посетителей
стать Покупателями. Оптимистический вариант по опыту ресурса КРУГа и справочным данным по другим интернет-ресурсам
- 3 мес.
Отличие бизнес-процессов в on-line магазине от обычного
заключается только в выставлении счетов и обработке заказа:
-
Клиент через Internet стандартным браузером
выписывает счет-заказ на требуемую товар/услугу и сообщает свои координаты
(регистрируется)
-
Менеджер принимает заказ (через интерфейс электронного магазина) и при
необходимости уточняет по E-mail или телефону дополнительную
информацию
-
далее заказ выполняется обычным порядком, учитывая форму оплаты,
доставки и др.требования Клиента.
Програмно-информационное обеспечение состоит из 2-х частей: front-office и back-office. Front-office -
это програмный модуль на Web-сайте, предоставляющий
информацию Пользователю через его браузер в Интернет, а администратору -
возможность обработки заказов и информационного наполнения сайта. Арендовался модуль
Виртуального торгового представительства фирмы Альтер-Вест. Back-office -
складская программа с элементами бухгалтерского учета.
Управление проектом заключалось в обеспечении наилучшего соотношения лоходы/расходы
и включало в себя:
-
рекламмые мероприятия как -off, так и on-line,
-
управление дизайном и информационным содержанием сайта.
Безубыточность проекта была достигнута в течении года. Проведенным в середине 2002 г.
обследованием [5] показано, что более 70% дохода приносят постоянные
покупатели, а доля новых покупателей среди посетителей сайта составляет ~1,6%.
Литература и Интернет-источники:
1. Каймин В.А. и др. “Основы информатики и
вычислительной техники”. Учебник для средних школ. М., “Просвещение”, 1989-90.
2. Каймин
В.А. “Информатика”. Учебник для студентов. М., ИНФРА-М,
2003.
3. Каймин В.А., Гаврилов Н.Н. “Управление Интернет-проектами”.
http://wdu.da.ru
4. Туркин А.В. Электронный магазин “КРУГ-интернет”. http://www.kroog.uw.ru
5. Туркин А.В. Маркетинг в розничной интернет-торговле: практический опыт. Журнал
"Маркетинг успеха" №1, 2003 г.
В.А.Каймин,
вице-президент
WDU,
профессор, доктор наук (PhD)
Н.Н.Гаврилов, профессор WDU, доцент,
кандидат тех. наук
А.В.Туркин, магистрант WDU, кандидат физ-мат. наук
WDU
/ Всемирный Распределенный Университет
http://wdu.da.ru e-mail: wduniv@newmail.ru