Проектирование и реализация интернет- магазинов
на примере “Brax.ru – автозвук и мультимедиа”
М.Ю. Гура
WDU / Всемирный Распределенный Университет, Москва
Научный руководитель
проекта – В.А. Каймин
Интернет-магазин “Brax.ru – автозвук и мультимедиа” (доменное имя - http://www.brax.ru) относится к категории веб-сервисов и является специализированным электронным магазином и тематическим каталогом. Отраслевое направление – эксклюзивная автомобильная hi-fi и high-end техника, звуковое и мультимедийное оборудование для автомобилей.
Разработке
электронного магазина предшествовал бизнес-план. Основные тезисы
бизнес-плана:
1. направление проекта – электронная коммерция,
2. специализация электронного магазина – высокотехнологичные продукты hi-fi и high-end класса,
3. возможный доход – разница между франчайзинговыми и дилерскими ценами (сотрудничество с дилерами), а также между дилерскими и розничными ценами (розничные покупатели).
4. маркетинговые мероприятия: реклама в специализированных периодических печатных изданиях, регистрация в каталогах и поисковых системах, привлечение целевой аудитории (таргетинг),
5. финансовые вложения: на этапе разработки и ввода в эксплуатацию – 500-600 долл. США, ежемесячно – 150-300 долл. США,
6. время выхода на самоокупаемость – 6 месяцев.
Отдельно нужно отметить то обстоятельство, что в российском сегменте Интернета “автомобильная” тематика - это один из ведущих интересов аудитории. Яркий пример – интернет-автоклуб “Auto.ru”, тематический каталог, успешно развивающийся с 1996 года. Автозвуковое направление можно расценить как aftermarket (вторичные услуги) по отношению к рынку по продаже автомобилей. Поэтому интерес к автозвуку является достаточно стабильным несмотря на сезонные изменения: наибольший объем продаж автомобилей и автозвукового оборудования приходится на весенний и летний периоды.
Снижение издержек на начальном этапе достигалось выбранными для реализации электронного магазина технологиями. Функционирование электронного магазина основано на архитектуре LAMP: Linux (операционная система Debian GNU/Linux), Apache (самый популярный в мире в силу своей надежности и доступности веб-сервер Apache, версия 1.3.x), MySQL (СУБД, версия 3.23.xx), PHP (препроцессор гипертекста, PHP4). Все перечисленные программные компоненты неоднократно демонстрировали высокую надежность и отказоустойчивость. При определенных ограничениях функциональности Интернет-магазина стоимость базового программного обеспечения сводится к нулю. Несущественные издержки на этапе становления электронного магазина стали следствием затрат, отнесенных на стоимость ПО. Впоследствии их невысокий уровень позволил достичь точки безубыточности рассматриваемого проекта в краткосрочный период.
Функционирование интернет-магазина основано на клиент-серверных технологиях и серверных СУБД. Для динамического формирования конечного кода на языке гипертекстовой разметки (HTML и клиентские расширения языка, такие как JavaScript, CSS) используется технология интерактивных серверных страниц. Задачи хранения и обработки данных возложены на SQL-сервер. Описываемый веб-сервис представляет собой одновременно интернет-магазин и подробный тематический каталог, оснащенный поисковой системой, разделом новостей и подразделами с необходимой для посетителя/покупателя сопроводительной информацией, системой регистрации покупателей и оформления покупок. Повышенное внимание отведено разделу со справочной информацией.
Этап проектирования и реализации интернет-магазина составил 3 месяца (февраль– май 2003 года). Особое внимание было уделено подбору доменного имени – оно должно было быть кратким, запоминающимся и ассоциироваться с отраслью (BRAX – немецкая торговая марка, производитель – Audiotec Fischer [1]). Оптимизация - минимум времени обработки SQL-запросов к базе данных, а также формирование конечного кода HTML. Дизайн – строгий, с минимумом графических элементов. Тщательно подобраны и выверены цветовая гамма, набор шрифтов и размер последних, т.к. дизайн изначально должен подчеркнуть оригинальность интернет-магазина и веб-ресурса в целом. С этой же целью осуществлено проектирование структуры навигации. Реализация дизайна осуществлена с применением технологии CSS2 (Cascading Style Sheet) [2], что позволяет быстро вносить изменения в пределах всего интернет-ресурса.
В процессе эксплуатации, добавилось требование информативности, т.к. интернет-магазин стал выполнять еще и роль информационно-справочного каталога. Для удобства пользователей был разработан модуль сравнительного анализа характеристик товарных единиц, улучшена система поиска, оптимизирована система навигации. Проведенные изменения соответствуют требованиям потенциальных покупателей, т.к “в основе мотивации использования интерактивных магазинов на первом месте стоит удобство (78%), на втором – отсутствие давления при покупке со стороны других людей (67%), далее – экономия времени (64%) и возможность получить подробную информацию о товаре (61%)” [3]. Эксклюзивная информация также способствуют предметом росту привлекательности ресурса. Благодаря прямому сотрудничеству с фирмами-производителями товаров стала возможной публикация анонсов, данных о технических характеристиках товаров и прочей уникальной информации, поиск которой значительно затруднен.
Интернет-магазин успешно функционирует с середины мая 2003 года. Его последующему развитию способствовал ряд рекламно-маркетинговых мероприятий, проведенных в мае-августе, а также в октябре 2003 года.
Ряд маркетинговых мероприятий был проведен одновременно с запуском интернет-магазина в эксплуатацию и включал в себя регистрацию в тематических каталогах сети Интернет, поисковых системах, публикацию в рекламы и новостей в печатных изданиях. В настоящее время ссылки на интернет-магазин присутствуют более чем в 250 интернет-источниках. В октябре 2003 года (период сезонного спада) также проводились рекламные акции с целью привлечения клиентов.
Для удобства конечных покупателей в настоящее время оказываются дополнительные послепродажные услуги, не связанные непосредственно с работой интернет-магазина (сотрудничество с сервисными установочными центрами в целях сопровождения клиентов, совершивших покупки). По просьбе клиентов производится поиск и доставка товаров, никак не представленных в номенклатуре каталога интернет-магазина.
Удобству работы клиента с интернет-магазином в настоящий период уделяется особое внимание, независимо от того, связана ли эта работа с процессом оформления покупки или поиском нужной информации. Кроме того, наиболее актуальным вопросом на сегодня является логистика (доставка товаров), что связано с высоким ростом доли региональных покупателей. Доставка в настоящее время осуществляется по всей России и Украине. Наиболее перспективные регионы – Западная Сибирь и Дальний Восток. С выдвижением на первый план вопросов логистики существенно возросли риски и связанные с ними издержки.
Точки безубыточности интернет-магазин достиг в августе 2003 года, спустя 3 месяца после начала эксплуатации. Чистая прибыль существенно превысила совокупные расходы. Нужно отметить, что согласно бизнес-плану планируемый период выхода интернет-магазина на уровень самоокупаемости составлял 6 месяцев. В настоящее время интернет-магазин приобрел узнаваемость в отрасли автозвукового оборудования, освоив и устойчиво заняв новый сегмент на рынке high-end техники.
Коммерческая значимость электронного магазина “Brax.ru – автозвук и мультимедиа” подтверждается ростом числа покупателей и объема продаж. Новизна проекта связана с выводом нового товара автозвукового оборудования на новый рынок – рынок пользователей Интернет. Оригинальность предлагаемых решений выражается в дизайне интернет-каталога, совмещенного с витриной оборудования, и интерактивном взаимодействии с покупателями. Интернет-проект также востребован в качестве информационного ресурса. Последнее обстоятельство подтверждают как клиенты электронного магазина, так и сотрудники организаций, задействованнных в отрасли автозвукового оборудования (установочные сервисные центры). В основе информативности веб-сервиса - публикации на сайте интернет-магазина анонсов, новостей, справочной информации и статей для посетителей и постоянных покупателей. Степень информационной (и как следствие - коммерческой) значимости интернет-магазина возросла с реализацией механизма сравнения характеристик различных товаров.
Проект по созданию и развитию электронного магазина был представлен в Московском Государственном Университете на ежегодный конкурс-конференцию Imagine Cup 2004, посвященный технологиям Microsoft [4]. Проектная документация по реализации интернет-магазина “Brax.ru – автозвук и мультимедиа” не предоставлялась, поскольку является объектом интеллектуальной собственности.
1.
http://www.audiotec-fischer.com
2.
Cascading
Style Sheets, level 2. CSS2 Specification // W3C Recommendation, 12-May-1998.
http://www.w3.org/TR/1998/REC-CSS2-19980512
3. Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. СПб.: Питер, 2001. – С.50.
4. Гура М.Ю. Архитектура, реализация и продвижение интернет-магазинов на примере “Brax.ru – автозвук и мультимедиа”// Технологии Microsoft в теории и практике программирования: Тезисы конференции молодых ученых: Москва, 4-5 марта 2004 г./ Сост. Б.И. Березин, С.Б. Березин. – М.: МГУ, 2004. – С.14-15.