Проектирование и реализация интернет- магазинов

на примере “Brax.ruавтозвук и мультимедиа”

 

М.Ю. Гура

WDU / Всемирный Распределенный Университет, Москва

Научный руководитель проекта – В.А. Каймин

Вступление

Интернет-магазинBrax.ruавтозвук и мультимедиа” (доменное имя -  http://www.brax.ru) относится к категории веб-сервисов и является специализированным электронным магазином и тематическим каталогом. Отраслевое направление – эксклюзивная автомобильная hi-fi и high-end техника, звуковое и мультимедийное оборудование для автомобилей.

Постановка бизнес-задачи

Разработке электронного магазина предшествовал бизнес-план. Основные тезисы бизнес-плана:

1.      направление проекта – электронная коммерция,

2.      специализация электронного магазина – высокотехнологичные продукты hi-fi и high-end класса,

3.      возможный доход – разница между франчайзинговыми и дилерскими ценами (сотрудничество с дилерами), а также между дилерскими и розничными ценами (розничные покупатели).

4.      маркетинговые мероприятия: реклама в специализированных периодических печатных изданиях, регистрация в каталогах и поисковых системах, привлечение целевой аудитории (таргетинг),

5.      финансовые вложения: на этапе разработки и ввода в эксплуатацию – 500-600 долл. США, ежемесячно – 150-300 долл. США,

6.      время выхода на самоокупаемость – 6 месяцев.

 

Отдельно нужно отметить то обстоятельство, что в российском сегменте Интернета “автомобильная” тематика - это один из ведущих интересов аудитории. Яркий пример – интернет-автоклубAuto.ru”, тематический каталог, успешно развивающийся с 1996 года. Автозвуковое направление можно расценить как aftermarket (вторичные услуги) по отношению к рынку по продаже автомобилей. Поэтому интерес к автозвуку является достаточно стабильным несмотря на сезонные изменения: наибольший объем продаж автомобилей и автозвукового оборудования приходится на весенний и летний периоды.

Проектирование и реализация

Снижение издержек на начальном этапе достигалось выбранными для реализации электронного магазина технологиями. Функционирование электронного магазина основано на архитектуре LAMP: Linux (операционная система Debian GNU/Linux), Apache (самый популярный в мире в силу своей надежности и доступности веб-сервер Apache, версия 1.3.x), MySQL (СУБД, версия 3.23.xx), PHP (препроцессор гипертекста, PHP4). Все перечисленные программные компоненты неоднократно демонстрировали высокую надежность и отказоустойчивость. При определенных ограничениях функциональности Интернет-магазина стоимость базового программного обеспечения сводится к нулю. Несущественные издержки на этапе становления электронного магазина стали следствием затрат, отнесенных на стоимость ПО. Впоследствии их невысокий уровень позволил достичь точки безубыточности рассматриваемого проекта в краткосрочный период.

 

Функционирование интернет-магазина основано на клиент-серверных технологиях и серверных СУБД. Для динамического формирования конечного кода на языке гипертекстовой разметки (HTML и клиентские расширения языка, такие как JavaScript, CSS) используется технология интерактивных серверных страниц. Задачи хранения и обработки данных возложены на SQL-сервер. Описываемый веб-сервис представляет собой одновременно интернет-магазин и подробный тематический каталог, оснащенный поисковой системой, разделом новостей и подразделами с необходимой для посетителя/покупателя сопроводительной информацией, системой регистрации покупателей и оформления покупок. Повышенное внимание отведено разделу со справочной информацией.

 

 

Этап проектирования и реализации интернет-магазина  составил 3 месяца (февраль– май 2003 года). Особое внимание было уделено подбору доменного имени – оно должно было быть кратким, запоминающимся и ассоциироваться с отраслью (BRAX – немецкая торговая марка, производитель – Audiotec Fischer [1]). Оптимизация -  минимум времени обработки SQL-запросов к базе данных, а также формирование конечного кода HTML. Дизайн – строгий, с минимумом графических элементов. Тщательно подобраны и выверены цветовая гамма, набор шрифтов и размер последних, т.к. дизайн изначально должен подчеркнуть оригинальность интернет-магазина и веб-ресурса в целом. С этой же целью осуществлено проектирование структуры навигации. Реализация дизайна осуществлена с применением технологии CSS2 (Cascading Style Sheet) [2], что позволяет быстро вносить изменения в пределах всего интернет-ресурса.

 

 

В процессе эксплуатации, добавилось требование  информативности, т.к. интернет-магазин стал выполнять еще и роль информационно-справочного каталога. Для удобства пользователей был разработан модуль сравнительного анализа характеристик товарных единиц, улучшена система поиска, оптимизирована система навигации. Проведенные изменения соответствуют требованиям потенциальных покупателей, т “в основе мотивации использования интерактивных магазинов на первом месте стоит удобство (78%), на втором – отсутствие давления при покупке со стороны других людей (67%), далее – экономия времени (64%) и возможность получить подробную информацию о товаре (61%)” [3]. Эксклюзивная информация также способствуют предметом росту привлекательности ресурса. Благодаря прямому сотрудничеству с фирмами-производителями товаров стала возможной публикация анонсов, данных о технических характеристиках товаров и прочей уникальной информации, поиск которой значительно затруднен.

 

 

Интернет-магазин успешно функционирует с середины мая 2003 года. Его последующему развитию способствовал ряд рекламно-маркетинговых мероприятий, проведенных в мае-августе, а также в октябре 2003 года.

Маркетинговые мероприятия

Ряд маркетинговых мероприятий был проведен одновременно с запуском интернет-магазина в эксплуатацию и  включал в себя регистрацию в тематических каталогах сети Интернет, поисковых системах, публикацию в рекламы и новостей в печатных изданиях. В настоящее время ссылки на интернет-магазин присутствуют более чем в 250 интернет-источниках. В октябре 2003 года (период сезонного спада) также проводились рекламные акции с целью привлечения клиентов.

Для удобства конечных покупателей в настоящее время оказываются дополнительные послепродажные услуги, не связанные непосредственно с работой интернет-магазина (сотрудничество с сервисными установочными центрами в целях сопровождения клиентов, совершивших покупки). По просьбе клиентов производится поиск и доставка товаров, никак не представленных в номенклатуре каталога интернет-магазина.

 

 

Удобству работы клиента с интернет-магазином в настоящий период уделяется особое внимание, независимо от того, связана ли эта работа с процессом оформления покупки или поиском нужной информации. Кроме того, наиболее актуальным вопросом на сегодня является логистика (доставка товаров), что связано с высоким ростом доли региональных покупателей. Доставка в настоящее время осуществляется по всей России и Украине. Наиболее перспективные регионы – Западная Сибирь и Дальний Восток. С выдвижением на первый план вопросов логистики существенно возросли риски и связанные с ними издержки.

Достижение безубыточности

Точки безубыточности интернет-магазин достиг в августе 2003 года, спустя 3 месяца после начала эксплуатации. Чистая прибыль существенно превысила совокупные расходы. Нужно отметить, что согласно бизнес-плану планируемый период выхода интернет-магазина на уровень самоокупаемости составлял 6 месяцев. В настоящее время  интернет-магазин приобрел узнаваемость в отрасли автозвукового оборудования, освоив и устойчиво заняв новый сегмент на рынке high-end техники.

 

 

Коммерческая значимость электронного магазина “Brax.ruавтозвук и мультимедиа” подтверждается ростом числа покупателей и объема продаж. Новизна проекта связана с выводом нового товара автозвукового оборудования на новый рынок – рынок пользователей Интернет. Оригинальность предлагаемых решений выражается в дизайне интернет-каталога, совмещенного с витриной  оборудования, и интерактивном взаимодействии с покупателями. Интернет-проект также востребован в качестве информационного ресурса. Последнее обстоятельство подтверждают как клиенты электронного магазина, так и сотрудники организаций, задействованнных в отрасли автозвукового оборудования (установочные сервисные центры). В основе информативности веб-сервиса - публикации на сайте интернет-магазина анонсов, новостей, справочной информации и статей для посетителей и постоянных покупателей. Степень информационной (и как следствие - коммерческой) значимости интернет-магазина возросла с реализацией механизма сравнения характеристик различных товаров.

 

 

Проект по созданию и развитию электронного магазина был представлен в Московском Государственном Университете на ежегодный конкурс-конференцию Imagine Cup 2004, посвященный технологиям Microsoft [4]. Проектная документация по реализации интернет-магазинаBrax.ruавтозвук и мультимедиа” не предоставлялась, поскольку является объектом интеллектуальной собственности.

Литературные и интернет источники.

1.      http://www.audiotec-fischer.com

2.      Cascading Style Sheets, level 2. CSS2 Specification // W3C Recommendation, 12-May-1998.
http://www.w3.org/TR/1998/REC-CSS2-19980512

3.      Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. СПб.: Питер, 2001. – С.50.

4.      Гура М.Ю. Архитектура, реализация и продвижение интернет-магазинов на примере “Brax.ruавтозвук и мультимедиа”// Технологии Microsoft в теории и практике программирования: Тезисы конференции молодых ученых: Москва, 4-5 марта 2004 г./ Сост. Б.И. Березин, С.Б. Березин. – М.: МГУ, 2004. – С.14-15.



Hosted by uCoz