ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В БОЛГАРИИ
Двойченков П.А.
(Торговое представительство России в Болгарии, г.
София
e-mail: dvoitchenkov@yandex.ru)
На сегодняшний день электронная торговля является
самым быстроразвивающимся элементом информационного общества. Она делает
вызов правительствам, индустрии и потребителям и закладывает фундамент перехода
от индустриальной экономики к глобальной цифровой экономике.
Информационные
и коммуникационные технологии преодолевают границы, расстояния и время,
являясь, таким образом, основной движущей силой глобализации, но глобализация
сетей и рынков задает ряд технических, торговых и правовых вопросов, требующих
решений, признанных в мировом масштабе.
Развитие
телекоммуникационной индустрии в мировом масштабе за последние несколько лет
было исключительным, даже, я бы даже сказал, уникальным во всей истории
индустриального прогресса. Телекоммуникационная политика, а также либерализация
монопольного сектора в значительной степени поспособствовала экономическому
прогрессу.
В Европейском союзе мы можем наблюдать процесс
развития большего количества новых и более качественных услуг, более быстрое
проведение коммуникационных линий, более эффективное оказание информационных
услуг и др.
Этот процесс в Болгарии, как, впрочем, и в других
странах Центральной и Восточной Европы, проходит со значительным замедлением,
одновременно умудряясь парадоксальным образом совместно объединять самые
современные цифровые технологии с допотопной
аналоговой техникой и длинными очередями, ожидающими подключения телефонной
линии. В то же время процесс либерализации в Болгарии начинает приносить свои
плоды в комбинации с достижениями цифровых технологий.
Цифровые
технологии и глобальные коммуникационные сети изменяют течение жизни в
направлении более высокой продуктивности, новых возможностей и новых рабочих
мест, что относится как к развивающимся странам, так и к развитым. Сейчас
имеется возможность для развитых и развивающихся стран воспользоваться в
одинаковой степени экономическим ростом, который предлагает электронная
торговля.
Чтобы
завоевать добрую часть этой глобальной экономики и экономического роста,
который ей сопутствует, Болгария должна продолжить движение неизменно по пути
полной либерализации телекоммуникационной отрасли.
Также
в Болгарии налицо такая нерешенная проблема, как низкий уровень конкуренции,
что, естественно, вредит интересам клиентов. Для ее решения необходимо
постоянное усовершенствование регуляторной рамки с целью упрощения возможности
развития новых операторов во всех телекоммуникационных сферах.
Еще одной проблемой являются необоснованно высокие
цены на выделенные линии связи, чего не лишены и другие Европейские страны, но
что также мешает развитию Интернет.
Предлагаю
рассматривать создание предпосылок для развития электронной торговли в Болгарии
в четырех основных аспектах:
-
формирование
гибкой правовой рамки для электронных
коммуникаций;
-
создание надежной
и безопасной коммуникационной среды;
-
создание условий
для проведения сделок и он-лайн платежей;
-
формирование
умений для использования новых возможностей коммуникации и обмена.
Для реализации возможностей электронной торговли
основное значение имеет создание надежной законной рамки, которая обеспечит
надежность и устранит барьеры перед трансграничными услугами, определит правила
и согласует отношения между рыночными силами, учитывая общественные интересы и
права покупателей.
В Болгарии регулятивная рамка в области электронных
коммуникаций развивается на основе принятых в Европе принципов:
-
прозрачности при
принятии политических решений по экономическому развитию;
-
публично
известных условий и не дискриминации участников рынка;
-
ясного и
общественно известного механизма регулирования;
-
защиты
потребителей.
В отношении услуг информационного общества, одной из
которых является электронная торговля, принят принцип свободного движения
товаров и услуг, что, несомненно, окажет влияние на включение Болгарии в единый
либерализованный европейский рынок.
Законом об электронном документе и электронной
подписи, вступившим в силу 07 октября 2001 года, приняты нормы Европейского
союза и определены правила, связанные с надежностью и безопасностью
информационного обмена и ответственностью его участников.
Вместе с этим должны быть сформулированы и
соответственно адаптированы к болгарским условиям следующие направления
развития электронной экономики:
-
простой и дешевый
доступ к Интернет;
-
цифровая
образованность, начинающаяся со школьной скамьи;
-
минимальное
регулирование с целью не дать задушить электронную торговлю в комбинации с
саморегулированием;
-
наличие
благоприятной среды для начала и развития малого и среднего бизнеса.
Предпосылкой развития электронной торговли и услуг
информационного общества является создание высокоскоростной коммуникационной инфраструктуры на основе
требований взаимосвязи и открытых стандартов. В Европе особенное внимание
обращается на развитие конкуренции на местном уровне с целью обеспечения более
низких цен доступа.
Коммуникационная инфраструктура и доступ к Интернет-технологиям являются основной предпосылкой
развития электронной торговли. Вместе с этим существенное значение имеет
наличие компьютеров и других технических средств подключения к
Интернет. При менее 7 %-ном
использовании Интернет в Болгарии особое внимание необходимо уделить подготовке
общественных мест доступа к новым услугам и технологиям.
Развитие электронных коммуникаций требует создания
доверия у потребителей и обеспечения надежности и безопасности информационного
обмена. Параллельно с развитием технологий для эффективной защиты тайны
корреспонденции и информационной неприкосновенности необходимо развить и
правовые средства по защите данных. Криптографические методы должны
использоваться свободно и для защиты личной неприкосновенности.
Хотя бизнес и предпринял различные начинания в области
электронной торговли – от предложения он-лайн доступа к базам данных и газетам
до создания виртуальных магазинов и осуществления первых шагов по созданию
систем электронной банковой деятельности и электронного бизнеса, но рынок
все-таки еще остается очень ограниченным.
Введение смарт-карт для электронных платежей, доступа к Интернет, платного телевидения и других приложений имеет
особое значение для подъема электронной торговли и создания новых возможностей
для потребителей и бизнеса. Достижение критической массы
потребителей связано с созданием инфраструктуры для массового использования
смарт-карт принимая во внимание внедрение общих спецификаций для
обеспечения доступа к основным услугам платежей в различных секторах.
Недостаточное использование дебитных и кредитных карт
населением является серьезным препятствием для развития электронной торговли в
Болгарии.
На этом этапе существуют возможности осуществления
электронной торговли бизнес-бизнес в закрытых коммуникационных системах.
Одна из возможностей электронной торговли связана с
возложением общественных заказов государственной администрацией электронным
путем. Здесь необходимы серьезные правовые и технологические изменения, а также
формирование специфических умений, пока в администрации не станет практикой
проведение торгов он-лайн и осуществление электронных доставок.
Реализация возможностей новой экономики и, в
частности, электронной торговли зависит от способностей потребителей
воспользоваться полноценно предлагаемыми возможностями, для чего необходимо
приобрести умения, которые им позволят успешно взаимодействовать с новой
коммуникационной средой.
С учетом спецификации электронной торговли и
осуществляемых взаимодействий бизнес-потребители,
бизнес-бизнес и бизнес-администрация необходимо обратить особое внимание на
формирование соответствующих познаний и умений в трех специфических группах:
-
администрация –
государственная и местная;
-
малые и средние
предприятия;
-
конечные
потребители и граждане;
В Болгарии преобладают малые и средние предприятия,
большинство из которых страдает отсутствием квалифицированного персонала,
знаний и подходящих умений для правильной интеграции сетевой техники в своих бизнес-функциях.
Со стороны болгарского Агентства по малым и средним
предприятиям предвидятся специфические меры по обучению персонала малых и
средних предприятий, оказанию помощи в развитии предприятий, а также обучению
менеджеров для малых и средних предприятий в рамках системы евроинфоцентров.
В Болгарской Торгово-Промышленной Палате функционирует
центр по электронной торговле, чьей основной задачей является использование
ежедневных контактов Палаты с малыми и средними предприятиями для разъяснения и
популяризации электронной торговли между ними.
Центр ставит своей задачей оказание содействия и
разработку решений по специфическим проблемам, фирменному представлению –
промоции, контактам, публикациям и обмену предложениями в Интернет или
целостным программам по электронной торговле для малых и средних фирм. Кроме
того, центр является посредником при нахождении торговых партнеров через
Интернет в стране и за границей. Здесь клиенты Палаты также могут получить
информацию о различных программах и проектах Европейского союза, а также о
предстоящих семинарах и конференциях, связанных с развитием электронного
бизнеса. (http://www.ecic.bcci.bg).
По моим наблюдениям, фирма, являющаяся он-лайн
торговцем в Болгарии, но не являющаяся таковой офф-лайн,
скорее представляет в настоящее время плод оптимизма, нежели фирму,
осуществляющую деятельность, похожую на бизнес. Причин тому достаточно, но
основной является то, что люди в Болгарии рассматривают и находят информацию в
Интернет, а покупать предпочитают старым добрым способом.
Проанализировав большие болгарские
электронные магазины я сделал вывод, что они представляют собой он-лайн витрины
обыкновенных магазинов, и что очерчивается в качестве выигрышной модели в
стране, где клиент рассматривает и выбирает он-лайн подходящий товар, а потом
находит кнопку «координаты фирмы» и отправляется традиционным способом в
магазин или звонит по телефону, уточняя цену выбранного товара в электронном
магазине.
Электронная коммерция в Болгарии отметила своеобразный
скачок два года назад, когда к ней обратили свои взоры и компании, предлагающие
на рынке товары и услуги из не обычных для сети – книг, программного обеспечения,
музыки, фильмов и пр.
В Болгарии трудно говорить о нормальном музыкальном и
видео рынке, так что из мировой тенденции здесь самым большим ростом обладали
он-лайн книжные магазины. Большие сети магазинов по продаже офисных и
потребительских товаров осознали насколько просто перенести веб-интерфейс
в большие базы данных своих внутренних сетей, чтобы и Интернет-потребители
могли видеть эти товары и покупать их через Интернет.
Это решение является самым удачным для типа магазинов Office 1, продающих офисные принадлежности и аксессуары
клиентам, которые тоже являются фирмами и предпочитают некассовые платежи и
фактуры для отчета расходов. Это, однако, вряд ли можно сказать о других типах
товаров, таких как спортивные товары и бытовая электроника, где самым часто
задаваемым вопросом является фраза «а если мне не нужна фактура, будет ли цена
меньше на 20 %?»[1]. Вообще,
некассовые платежи, которые в обыкновенном торговом обороте редко поступают в
обращение, здесь парадоксально играют застопоривающую роль перед малыми он-лайн
продавцами. Процент, который они должны заплатить от суммы перевода,
увеличивает стоимость товара на 3-5%.
Самой распространенной системой платежей в Болгарии
является система ePay
(ePay.bg), которая обслуживает он-лайн оборот посредством
дебитных карт в болгарских левах. Отдельно от этого карты Visa и Mastercard, известные как кредитные минуют эту систему и комиссионные с оборота определяются соглашением
между торговцем и банком, который обслуживает счет торговца.
Очень много заказов осуществляется наложенным
платежом, где курьерская фирма, доставляющая товар получает его
стоимость. За такую
деятельность курьерские фирмы
получают от 2 до 4 % стоимости товара. Вот
почему он-лайн продавцы, чьи доставки чаще эпизодических, иногда предпочитают
держать одного или двух работников, в чьи обязанности входит также и доставка в
рамках населенного пункта, в котором находится продавец. По этой же
причине доставки по Софии, где находится большинство электронных магазинов,
составляют стоимость в рамках 1-2 лв. (0,6-1,2 доллара США), а порой даже и
бесплатны, но за пределами города стоимость увеличивается значительно.
Часто развитие бизнеса
ставит болгарские электронные магазины лицом перед новыми проблемами, на
которые они должны выделять все больше и больше ресурсов. Для начала увеличение
трафика требует больше инвестиций в хардуер и Интернет-мощности. Более весомой проблемой для большинства
является увеличение количества корреспонденции с потенциальными клиентами, а
также обработка заказов и их доставка. Когда работа осуществляется в рамках
небольшого количества электронных писем и доставок, то ей занимается один из
двух или трех работников электронного магазина.
Магазин размещается обыкновенно в квартире, где находятся также и серверы со складом. Однако увеличение переписки и доставок требует систему управления клиентами с отслеживанием статуса заказов и доставок, чья разработка стоит недешево, поэтому электронные магазины ее реализуют только после того как грандиозный провал, хорошо покрытый формальными извинениями, покажет нестабильность координацию их системы – это очень свойственно болгарам, и не только в области электронной коммерции.
Другой проблемой является положение с наличностью
товаров на складе – никакой электронный магазин не может себе позволить держать
на складе всю гамму предлагаемых им товаров. Обыкновенно на сайте указывается,
что заказы выполняются в рамках 2-3 рабочих дней, если речь не идет о более
дешевых товарах, таких как книги, например, чья доставка
осуществляется в тот же день. На складе поддерживаются товары, обладающие самым
высоким спросом, а остальные предполагают быструю доставку в случае
необходимости от официального распространителя, или если таковой отсутствует,
то из-за границы. Это, однако, крайне редко упоминается на сайте
соответствующего электронного магазина.
Основными электронными магазинами, осуществляющими
свою деятельность в Болгарии в настоящее время являются следующие:
www.911.bg - продажа
товаров и услуг;
www.market.bg - продажа товаров и услуг фирмам;
www.mobilis.bg - продажа
книг, учебников, детских игрушек, музыки, компакт дисков, фильмов, офисных
принадлежностей;
www.get.bg - продажа белой техники, электроники, бытовых
товаров;
www.kitbg.com - продажа спортивных товаров;
www.margaritaflower.com
- продажа цветов, подарков и пр.;
www.bgStore.bg - продажа
книг, компакт дисков, программного обеспечения, бытовой техники, парфюмерии и
др.
www.office.bg - продажа специализированных товаров для офисов.